вторник, 28 июля 2015 г.

Мандалы как арт-терапевтический метод в работе с детьми.

Слово “мандала” в переводе означает означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
  • При проблемах самооценки
  • При ощущении внутреннего дисбаланса
  • Активизация ресурсных состояний личности
  • При страхе потерять контроль над собой
  • При пессимизме и депрессии
  • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
  • При ощущение жизненного тупика
  • Психокоррекция страхов и тревог
  • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
  • Сопровождение адаптации
  • Семейные ситуации
  • Психосоматические проблемы
  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
  • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
  • Воспитание терпеливости и аккуратности
  • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
  1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению
  2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
  5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
  6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.
  7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
  8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)
draw2Мандала строится в определенном порядке и соотвественно она влияет на порядок жизни человека. Через мандалу человек начинает осознавать важность всего, что с ним происходит и выделять главное. 

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).           
Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.
Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:
Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.
Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:
На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.
Современные мамы собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда ребенок посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.
В мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и “заряжается” положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела.
Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело – совершенно другой. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не может сосредоточиться… Результат вас не разочарует.
Мандала - это символ устройства Мироздания, модель мира, в которой существует высший божественный порядок. Порядок – условие гармонии. 
Круг — самый глубокий символ тайны жизни. Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства.
«Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.
Посмотрите очень интересную передачу "Мандала. Арт-терапия с Ириной Попроцкой". Эта передача том, что же такое мандала, как самому нарисовать мандалу, как с ее помощью понять свое состояние, разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход.

Мандалы для раскрашивания:
Раскраска Мандала Круговорот       Раскраска Мандала Лепестки     Раскраска Мандала Паутина     Раскраска Мандала Звёздная      Раскраска Мандала Угловая      Раскраска Мандала Слоистая    Раскраска Мандала Кружева       Раскраска Мандала Лунная      Раскраска Мандала Ступеньки      Раскраска Мандала Механизмы     Раскраска Мандала Ракеты     Раскраска Мандала Крылья
Рекомендуемая литература для работы по методу мандалы:
  1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
  2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
  3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
  4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
  5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
  6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
  7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).
  8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
  9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

2 комментария:

  1. Спасибо большое, Ирина, очень интересный материал. Давно слышала про эту методику, но все никак не доберусь.

    ОтветитьУдалить