пятница, 24 июля 2015 г.

Новичок



Вот и пора мне вновь выходить на работу после длительного декретного отпуска. Страх, неуверенность естественно рядом со мной))) Я тревожусь - примут ли меня дети, родители, коллектив. Как видите период адаптации знаком и мне.
Именно это меня побудило разработать  программу "Новичок", который включает в себя 4 тренинга. Предпочтительные сроки  проведение тренингов:
1.                  Сентябрь
2.                  Декабрь
3.                  Март

4.                  Май

Программа «Новичок»
Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов, эмоциональная и личностная поддержка молодого специалиста  в адаптационный период.
Программа рассчитана на год и включает в себя 4 тренинга призванных решить 4 соответствующих задачи:
1.      Помочь успешно адаптироваться  молодым специалистам в образовательных учреждениях
2.      Научить достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии
3.      Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
4.      Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.



Тренинг на тему "Адаптация "
Задачи:
·         Формирование навыков, умений быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
·         Через создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, способствовать формированию уверенности в себе.
·         Отработка различных способов межличностного восприятия через осознание своих личностных особенностей  к  изменению отношения  к себе и другому человеку.
·         Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Материалы: памятка для молодых педагогов с упражнениями внутренних средств саморегуляции, повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры.
За неделю до тренинга был вывешен плакат с программой и приглашением.

ХОД ТРЕНИНГА
1.Упражнение «Приветствие»
Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши. Участники рассаживаются  в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. Делают это все по очереди. Таким образом, участники знакомятся.

2. Упражнение «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу. Ведущий объясняет, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой участники смогут дальше ознакомиться друг с другом. Те участники по отношению, к которым справедливо высказывание встают со стула, выполняют заданное действие и снова садятся на место.  Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
 – тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
  – кто любит кошек, трижды промяукайте;
 – у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
 – кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
 – у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
 – замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
 – пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
 – тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
 – у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
 – кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
 – кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
 – тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
 – кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
Участников просят поделиться впечатлениями.

3. Принятие правил группы:
 Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.  Ведущий зачитывает:
·         открытое общение
·         активность и юмор
·         безоценочное суждение
·         добровольное участие в упражнениях
·         актуально то, что здесь и сейчас


5.      Вступительное слово
Речь ведущего:
«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые педагоги описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте поделимся теми впечатлениями, когда вы впервые попали в наш детский сад. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось, какие ощущения сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего?».

Ведущий предлагает высказаться, рассевшись в круг, об этом.
Высказываясь надо постараться обращать внимание на следующие вопросы:
·         На что я обратил(-а) внимание, придя первый раз в данное дошкольное учреждение?
·         Какие чувства я испытывал(-а) при этом?
·         Что я обо всем этом подумал(-а)?
·         Как изменились сейчас мои первоначальные представления?
После того, как каждый участник высказался, можно сделать вывод: социально-психологическая адаптация сотрудника представляет собой процесс включения  специалиста в новый трудовой коллектив.

3. Упражнение «Слепой и поводырь»
Ведущий предлагает: «Давайте попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника».
В помещении переставляются стулья, на другое место выдвигается стол  и другие препятствия. Одному из участников - добровольцев на глаза одевается повязка, он «слепой». Остальные участники играют роль «поводырей». Их задача – провести «слепого» мимо препятствий с помощью инструкций даваемых ему.
Это упражнение выполняется каждым.
После выполнения упражнения обсуждаются вопросы:
– как каждый  себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
 – какие были трудности в процессе выполнения задания?
 – какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

4. Упражнение «Мои профессиональные планы».
Каждому участнику вместе с группой представляется возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной деятельности, каковы его устремления, какие ценности для него наиболее значимы.
 Начать процедуру обсуждения можно следующим образом:
1.      Действие  «Прошлое, настоящее и будущее».
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое (это учеба в Вузе), настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими представлениями.
 После выполнения задания группе предлагается обсудить выполненные рисунки.
 Вопросы, которые могут задаваться ведущим:
·         Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
·         Какая между ними связь?
·         Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
2. Действие «Значимые профессиональные события в прошлом (в Вузе) и наиболее желанные в будущем». 
Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
 Вопросы для обсуждения:
·         От кого зависит возможность осуществления этих планов?
·         В какое время они должны произойти?
·         Что может помешать  осуществить эти планы?
·         Если эти события не произойдут, что Вы будете чувствовать? и т.д.
Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.
Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге (как вариант «Письмо в будущее)

5. Упражнение «Чемодан»
Ведущий в группе объявляет, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый «чемодан» и предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данном дошкольном учреждении. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития. Содержимое чемоданов может записываться на больших листах бумаги, которые развешиваются в группе.

6.Заключительный этап «рефлексия по кругу».
Участники делятся впечатлением от тренинга, а затем заполняют анкету.


Анкета обратной связи

Фамилия, имя __________________________________________________________

Должность ____________________________________________________________

Название тренинга ______________________________________________________


Уважаемые коллеги

Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:


1.      Мое настроение до тренинга
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2.      Мое настроение после тренинга
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3. Насколько мне все было ясно и понятно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4.      Насколько мне было интересно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

8. Как много я получил от группы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Литература:
Варламова,Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования //Вопросы психологии/ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. - 1997.-№5. - С. 26-44.
Водопьянова,Н.Е. Синдром выгорания:диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С.Старченкова. - СПб.: Питер,2005. - С.212.
Юманова,Н.О. Тренинг на тему "Адаптация молодых учителей"[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/567396/

Комментариев нет:

Отправить комментарий