воскресенье, 4 октября 2015 г.

Тренинг 4. Завершающий. Программа "Новичок"


Тренинг на тему: « Личностный рост молодого педагога»
Задача:
·         увидеть качественные изменения, которые позволила программа «Новичок»;
·         Проанализировать умения вызванные участием в программе «Новичок».
Материал:  бумага, журналы, краски, карандаши

Ход занятия

1.      Разминка «Странный город»
Инструкция: «Жители странного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».
Ход работы. Участники группы свободно передвигаются по классу. При каждом хлопке ведущего они здороваются согласно инструкции, например, правой рукой, затем левой щекой, стопой  и т.д..

2.      «Сказочная реклама»
Предлагается придумать себе (как педагогу) сказочную рекламу. Затем презентовать себя. Можно использовать арт-материалы: бумагу, журналы, краски, карандаши и т.д. «Сказочность» рекламы позволит полнее отразить содержание профессиональных качеств.

После разминки используются также упражнения.

1.      Упражнение «Хвасталки»
Ведущий читает инструкцию:  «Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты. Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы сообщите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!»».
С использованием таких вопросов выполняют все участники. Далее – обсуждение:
·         легко ли было говорить о своих успехах;
·         узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
·         легко ли было радоваться вместе с другими;
·         как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.


2.      Упражнение «Спасательная шлюпка»
Инструкция: «Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось, и если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрете. Выберите двух человек, которых надо выбросите за борт. Но прежде пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы будете решать».
После проведения игры уделить внимание чувствам, которые пережил каждый участник, трудностям и критериям  выбора.

3.      Упражнение "Комиссионный магазин"
Ведущий предлагает поиграть в комиссионный магазин. Но товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.  В играх участие принимает каждый и одновременно наблюдает за другими.
По окончании упражнения подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

4.      Упражнение "Зато..."
Ведущий  предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки ведущий собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения. Каждая написанная ситуация зачитывается в группе и участники должны привести как можно больше доводов, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная и сделать это с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...».
После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, ведущий предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь по его ситуации, которую получил для себя каждый участник.

5.      Упражнение «Фотоальбом»
Инструкция такая: «закройте глаза и постарайтесь вспомнить, какими вы пришли работать в детское учреждение, какими были ваши мысли, чувства. А теперь представьте, что в первый день вашей работы какой-то папарацци сфотографировал вас. Постарайтесь:
1.       изобразить, каким вы могли бы получиться на фотографии, и придумайте к ней подпись.
2.      А если этот же папарацци снимет вас сейчас, какой будет фотография, а какой подпись?
Обсуждение касается того: что изменилось, в какую сторону, какого отношение к этому изменению?

            Рефлексия работы с помощью анкеты
·         Что дала тебе участие в тренинге?
·         Произошли ли в тебе какие-либо изменения? Какие?
·         Соответствуют ли эти изменения твоим ожиданиям вначале?
·         Можно ли использовать приемы, методы или отдельные процедуры в  педагогической деятельности?
·         Что ты можешь сказать о роли ведущего в тренинге?
·         Что хочешь пожелать?

                    Завершение « Счастья, удачи …»
           Ведущий  предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья!». Ведущий  желает всем удачи и хорошего настроения.


Литература:
Варламова,Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования //Вопросы психологии/ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. - 1997.-№5. - С. 26-44.
Водопьянова,Н.Е. Синдром выгорания:диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С.Старченкова. - СПб.: Питер,2005. - С.212.
Юманова,Н.О. Тренинг на тему "Адаптация молодых учителей"[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/567396/

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина, рада открыть для себя блог коллеги :)
    Надеюсь, что наше общение будет полезно друг другу!
    С удовольствием становлюсь Вашим ПЧ.

    ОтветитьУдалить