Программа "Новичок"
Тренинг
на тему: «Эффективное общение и взаимодействие с родителями».
Задачи:
1.Формирование
навыков эффективного общения;
2.
развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера
воспринимать родителей воспитанников;
3.
осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
4. помощь в овладении диагностическими
методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого педагога.
Ход
тренинга
1. Упражнение
«Чёрные шнурки».
Все
участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться
местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в
том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.
1. Вступительное слово.
Ведущий: Как всем вам известно, наша работа — работа
педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. И
это является одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого
педагога к работе с дошкольниками. Непонимание своей роли в отношениях с
родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное
отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста
посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение
своего образа как педагога. Поэтому просто необходимы интерактивные мероприятия
с данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и
отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями,
способствующие также повышению уверенности в себе.
-
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15
секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых
секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе
собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые
универсальные – это:
• Улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
-
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою
готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима
искренняя, доброжелательная улыбка!
-
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом
языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или
сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во
время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще
использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно
быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько
увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую
имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
-
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека,
а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные,
усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого
поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала
нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о
проблемных сторонах ребенка.
Кроме
этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с
собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно
с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не
следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая
дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция
характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник
подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции
мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства
собеседника!
Убрать
барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга,
лист бумаги в руках).
Использовать
по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем
своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие
напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья,
вызывающая интонация в голосе).
Использовать
прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же
самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы
должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети
были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,
«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления
хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и
взаимодействия с родителями.
2. Упражнение “Самое существенное в
моем характере, жизни”
Задумайтесь
о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым
существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой
или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То, как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива...”.
-
« Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от
ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем
скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано
одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только
что придумали».
3.
Упражнение-самодиагностика
«Я в лучах солнца».
Каждый
участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее
необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над
каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе
учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание
положительных качеств (позитивное восприятие себя).
4.
Упражнение
«Тренировка интонации».
Произнести
фразы:
• Мне не безразличны успехи Вашего
ребенка (первый круг)
• Мне хотелось бы большей откровенности
в нашем разговоре (второй круг).
Произнести
эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности,
доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании
произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели
воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
5.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный
родитель»
Воспитателям предлагается в группах по 3—4
человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них
отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.
Затем создать портрет того родителя, общение с
которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая
портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы
отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого
портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути
контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
6.
Упражнение.
«Войди в круг»
Участники
тренинга встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один
участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих
впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон
обращения и необходимые слова.
Анализ упражнения
1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?
2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг?
Удалось ли это с первого раза? Почему?
3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей
группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
7. Упражнение. «Кто эта маска?»
Педагогам предлагается разыграть образы
родителей. В качестве образов для инсценирования
предлагается ряд вариантов: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный»,
«сомневающийся».
Группа педагогов делится на две равные
подгруппы: одни выполняют роль зрителей (их задача — разгадать образ), другие —
актеров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актеров»
отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и
демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится 1 минута.
Зрители могут задавать вопросы при затруднении с раскрытием образа. В конце
упражнения зрителями выставляется оценка актерам по 5-балльной шкале. Затем
группы меняются ролями.
Анализ упражнения
1. Что было для Вас проще: создать образ или
угадать его?
2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации,
воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?
3. Способны ли Вы с первого взгляда определить
внутреннюю роль партнера по общению?
8.
Упражнение
«Резервуар»
Данное
упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10
минут.
Инструкция:
Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с
конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой
формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает»,
«закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить
внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на
внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство,
оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только
пустая форма.
Потренируйтесь
2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете
уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог
с собеседником.
Ведущий:
Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других.
Удачи!
Анкета
«Мнение»
1.Степень
твоей включенности: 012345678910 (Обведи кружочком соответствующий балл.)
2.Что
мешает тебе быть более включенным в занятие?
___________________________________________________________________________
3.Самые
значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать
определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
___________________________________________________________________________
4.Что
тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему?
___________________________________________________________________________
5.Твои
замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)
___________________________________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий