пятница, 11 сентября 2015 г.

Тренинг 3. Программа "Новичок"


Программа "Новичок"
Тренинг на тему: «Эффективное общение и взаимодействие с родителями».

Задачи:

1.Формирование навыков эффективного общения;
2. развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
3. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
4.  помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого педагога.
Материал: ручка, карандаши, листы бумаги,

Ход тренинга

1.         Упражнение «Чёрные шнурки».

Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.

1.      Вступительное слово.
Ведущий:  Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. И это является одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. Поэтому просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе.
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
•          Улыбка,
•          имя собеседника
•          комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
 Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.


2.      Упражнение “Самое существенное в моем характере, жизни”

Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива...”.
- « Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали».

3.      Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

4.      Упражнение «Тренировка интонации».

Произнести фразы:
•          Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
•          Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

5.      Упражнение  «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
 Воспитателям предлагается в группах по 3—4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.
 Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения
 1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
 2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
 3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?


6.      Упражнение. «Войди в круг»

Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения
 1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?
 2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
 3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

7.      Упражнение. «Кто эта маска?»

 Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве образов для инсценирования предлагается ряд вариантов: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».
 Группа педагогов делится на две равные подгруппы: одни выполняют роль зрителей (их задача — разгадать образ), другие — актеров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится 1 минута. Зрители могут задавать вопросы при затруднении с раскрытием образа. В конце упражнения зрителями выставляется оценка актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями.

Анализ упражнения
 1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
 2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?
 3. Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

8.      Упражнение «Резервуар»

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!


Анкета «Мнение»

1.Степень твоей включенности: 012345678910 (Обведи кружочком соответствующий балл.)
2.Что мешает тебе быть более включенным в занятие? ___________________________________________________________________________
3.Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться. ___________________________________________________________________________
4.Что тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему? ___________________________________________________________________________
5.Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.) ___________________________________________________________________________

6.Что ты еще хотел бы написать? ______________________________________



Комментариев нет:

Отправить комментарий