четверг, 18 февраля 2016 г.

Её величество сказка!


       В каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка. Читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании можно так же при помощи сказки. Читая детям сказки, уважаемые родители, помните, что требуется и обсуждение с ребенком данной сказки. Вы спросите почему? …так как в каждой сказке существуют сценарии составляющие наибольшую опасность для детей в отсутствии более адекватной модели окружающего мира.
         Можно выделить наиболее частые и наиболее опасные сказочные сценарии: 

• Смещение представлений о добре и зле. Двойной стандарт доброты. Если добрый герой совершает зло со злым персонажем, то он делает добро. 

• Волшебство как основное средство выхода из проблемной ситуации и достижения  успеха. 

• «И жили они долго и счастливо» – смутные, плохо сформулированные завышенные ожидания от семейных отношений. 

       А сейчас давайте чуть подробнее рассмотрим, в чем потенциальная опасность этих сценарий для детской психики.

     1. В Русских народных сказках существуют также двойные стандарты доброты.  Главные герои в народных сказках положительны и наделяются яркими качествами, в связи, с чем ребенок хочет ассоциировать себя именно с положительным героем. Однако проблема состоит в том, что наряду с положительными чертами, эти герои могут нести отрицательные черты. Но поскольку герой положителен, его поступок также может ошибочно оцениваться ребенком (и родителем) положительно - не как акт грубого насилия, а как справедливое возмездие. Такое смещение представлений о добре несет в себе идею, что можно применить насилия, но только если объектом насилия является плохой персонаж. Очень хорошо показаны двойные стандарты в сказке  «Марья Моревна». «Долго ли, коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею. В те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру». Или, например, в сказке «Заяц, лиса и петух». «Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать».
     2. Ребенок обязательно в процессе взросления должен сталкиваться с препятствиями и преодолевать их. Это воспитывает в ребенке силу характера и силу духа. Поэтому очень важно научить ребенка опоре на себя, на свои собственные и реальные силы. 
       За частую в волшебных сказках главный герой добивается своих целей не при помощи ума, смелости и доброты, а при помощи  подставляемых волшебных средств. Так, например, в сказке «Баба Яга» девочка достала гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, уж совсем близко. Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая! Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться. 

    Но что же делать, если в сказке встречается волшебное средство? Все очень просто - спросить ребенка, а какими реальными способами можно было победить Бабу Ягу. Ребенок должен знать, что его ум намного лучше, чем любое волшебное средство.

   И еще одна сказка на тему того, что «ребенок обязательно в процессе взросления должен сталкиваться с препятствиями и преодолевать их». Сказка Шарль Перро «Мальчик с пальчик». «…Жили они очень бедно, а тут еще выдался неурожайный год, в стране наступил страшный голод. Дровосек не знал, чем ему кормить детей. Однажды вечером, когда ребятишки уже улеглись спать, дровосек сел с женой у огня и сообщил ей о том, что больше не в силах прокормить своих детей, и будет лучше если завтра их завести в лес и оставить там…». Вот чему может научить этот фрагмент? Если ты не в состоянии прокормить и содержать свою семью, то можешь стать «кукушкой»…
       3. Некоторые возможные негативные следствия «Долго и счастливо».
  В Русских народных сказках сплошь и рядом насильно заставляют кого-то полюбить. Любовь - что-то из разряда волшебства. Все сказки про обретение мужа (жены) заканчиваются словами «и жили они долго и счастливо». Замужество рассматривается как "волшебное событие", после которого «все будет хорошо, долго и счастливо» и что самое ценное, само по себе, без прикладываниия каких-либо усилий. Это некоторая установка, которая существует в нашей голове с детства и может влиять на взрослую сознательную жизнь. Опасность мистической установки в любви в следующем: любой конфликт вызывает неизбежное рассогласование с моделью «долго и счастливо». После чего мы ищем врага, или виноватого, и его ожидает жестокая, но справедливая расплата добра над злом (Значит, лягушку я поганую подстрелил, что она на телефоне весь вечер сидит, вместо того чтобы ткать волшебные ковры. Значит, бракованный попался Царевич, если он четыре месяца не встает с дивана. Нужно его определить как ошибку и бегом-бегом стрелять новую лягушку. А еще лучше отомстить всему роду лягушачьему за подлый обман нежной своей души, которая так верила, так верила…)
   Я призываю всех родителей проявлять исключительное внимание к той информации, которую ребенок получает в первые годы своей жизни. Читайте сказки, но с умом. Помните, что все "опасные места" требуют обсуждения с родителями.


Список литературы:
 1. NLP - НЛП. Как сказки калечат психику с точки зрения НЛП.https://www.youtube.com/playlist?list=PLyWKyyISP_vXlNBW1Mz2qwPtxGUyQfNph
2. Беляева. Е. В. Психолого-педагогические функции сказки // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. — С. 25–31.
3.  Винниченко Вера. Статья «Волшебные сказки калечат детскую психику» за 11 мая 2015 г. [Электронный ресурс]- https://www.proza.ru/2015/05/11/1505
                                                                           

3 комментария:

  1. Ирина, а как Вы сами относитесь к такому глубокому анализу содержания сказок и заострение внимания на негативных компонентах содержания сказок?
    Какие сказки Вы рекомендуете для чтения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет в мире идеального))) Будучи еще студенткой скептически относилась к мнению преподавателя, который показывал нам негативные моменты в сказках. Но став сама мамой и прочтя сынишке сказку "Мальчик с пальчик" - понимаю, что он пытался нам донести...Взрослому заострять внимание на негативном не надо, если сам ребенок этого не сделал. А если ребенок уж задал вопрос: "Мама а разве это хорошо?", тогда и стоит обсудит этот момент в сказке.

      Удалить
  2. Да уж, мир не идеален, и сказки тоже неидеальны. Вообще, если придаваться глубокому анализу, то почти каждая сказка может не пройти отбор))). С другой стороны, нужно быть готовым к этим подводным камням, тогда будет и что, и как обсудить с ребенком.

    ОтветитьУдалить