четверг, 16 марта 2017 г.

Некоторые аспекты работы педагога-психолога с семьями злоупотребляющих алкоголем.


В семьях, где родители или один  из родителей страдают алкоголизмом, ребёнок с самого начала пребывает в неблагоприятной обстановке. Такие родители не могут обеспечить не только нормальное воспитание, но и правильный уход за ребёнком. 
К психолого - педагогическим факторам семейного неблагополучия ребенка, сопутствующим алкогольной зависимости родителей, относятся:


  1. общий высокий уровень агрессивности в семье, привычка к конфликтам между её членами, а часто и к насилию близких по отношению друг к другу и к детям в том числе.
  2. эмоциональная нестабильность, несдержанность и/или холодность родителей по отношению к детям и друг к другу.
  3. отсутствие диалога между ребенком и родителем вследствие родительской безответственности.
  4. воспитательная непоследовательность родителей на фоне их психолого-педагогической безграмотности.
Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими  им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие  отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции.
Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.
Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» - берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» - хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все  устраивающие» - пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» - ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.
Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях.
Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать. Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает  психологическое  здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере.
Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п.
Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде.
Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам.
В работе с детьми из семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, педагогам - психологам важно ориентироваться на выполнение следующих задач:
  1. довести до сознания ребенка, что алкоголизм - это болезнь, её нужно лечить при помощи специалистов, сам ребенок этого сделать не может
  2. объяснить, что он не виноват в проблеме родителей, - снять чувство вины.
  3. выяснить факторы, которые заставляют ребенка терпеть насилие, выполнять ту или иную роль.
  4. научить ребенка заботится о себе через осознание собственных потребностей (Что тебе нужно? Что нужно сделать для этого?)
  5. снять три принципа, действующие в семье - не чувствуй, не говори, не доверяй.
Особое внимание следует уделить формированию:
  • индивидуальности ребенка
  • самостоятельности, уверенности в себе
  • навыков адекватного переживания и выражения эмоций
  • коммуникативным навыкам
  • активной и ответственной жизненной позиции.
Деятельность педагога-психолога в отношении родителей, злоупотребляющих алкоголем, и их супругов должна быть направлена на:
  1. осознание родителями собственных проблем объективного и субъективного характера как основных причин проблем ребенка - преодоление деструктивных состояний, помощь в решении личных проблем родителя, работа с созовисимостью.
  2. развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры родителей через просвещение по вопросам психологии семьи, социальных взаимоотношений, принятие позиции личной и родительской ответственности.
  3. психологическое просвещение по вопросам возрастных изменений психики ребенка, его индивидуальных особенностей и возможностей их продуктивного использования в процессе воспитательного взаимодействия.
Достижение родителями, злоупотребляющими алкоголем, трезвости не входит в сферу компетентности педагога - психолога - это задача нарколога.


Некоторые источники по данной тематике:

1. http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/955-soczialno-psixologicheskaya-pomoshh-seme-chast-2?showall=1
2. http://детскийдом5.рф/sots-sirotstvo/rabota_s_rod/rabota-s-roditelyami-i-s-detmi/


Комментариев нет:

Отправить комментарий