четверг, 26 января 2017 г.

Техника "Волшебное искусство"

Данную технику хорошо использовать в самом начале своей работы с детьми, чтобы дать им возможность пережить положительные эмоции, создать ощущение комфорта.
Необходимо иметь бумагу разных оттенков (красного, голубого, чёрного, желтого, зеленого, коричневого и белого цвета) и набор красок в бутылочках или тюбиках с узким отверстием.
Предложите ребенку выбрать бумагу и хотя бы три краски, которые понравились ему больше всего. Скажите ребенку: «Мы создадим с тобой волшебную картину. Не беря кисточку и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все, что тебе хочется». Неуверенные дети, возможно, предпочтут, чтобы вы помогли им выбрать бумагу и краску, нашли место на листе для создания изображения. Однако следует мягко поощрять ребенка к самостоятельным действиям, хвалить его.

Важно. Обратите внимание на выбор цвета ребенком. Так как именно цвет отражает настроение и эмоции ребенка. Так, например, черный цвет свидетельствует о том, что ребенок подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.
Коричневый цвет – указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт, иногда болезненное состояние.
Зеленый цвет говорит о недостатке материнского тепла, стремлении безопасности и нежелании даже малейших перемен..
Красный цвет – показатель лидерства, силы воли и активности.
Фиолетовый цвет характерен для рисунка ребенка особо чувствительного и ранимого.
Желтый - означает положительные эмоции, оптимистическое настроение, любознательность, общительность и творческие наклонности.
Однако важно учитывать не только единичный цвет, но и цветовую палитру.
Известный арт-терапевт Джоан Келлог выделяет 4 основные палитры:
1.     «Рептильная палитра» - все «грязные» оттенки, темные цвета, черные часто применяют люди, которые испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния.
2.     Натуральная палитра «Палитра детства» - все естественные, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об  оптимальном психологическом состоянии.
3.     Пастельная палитра. Это полупрозрачные, бледные и спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой палитры у детей или у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или душевного истощения.
4.     Радужная палитра – блестящие или переливающиеся, как на голограмме, цвета. Обычно их выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема.

После всего согнуть лист пополам. Скажите: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, - называете имя ребенка, - сегодня, нарисовал!» - и позвольте ему, взяв концы сложенного листа, развернуть его. Хорошо, если у вас под рукой окажутся блестки – если вдруг ребенку захочется посыпать их на рисунок. Затем попросите ребенка рассказать о том, что он видит на рисунке.
Техника «Волшебное искусство» является превосходным средством для налаживания контакта с ребенком. У всех без исключения детей она вызывает большой интерес. Получающие картинки никогда не похожи друг на друга, что делает детям большой простор для фантазии.
Техника имеет высокопроективный характер и дает простор для самых разнообразных ассоциаций. Это позволяет, опираясь на анализ самого рисунка и того, что ребенок в нем видит, применять её в качестве инструмента оценки состояния ребенка. Она также способствует повышению самооценки ребенка и полезна неуверенным в своих силах детям.



Список литературы:
1.     Шевченко Маргарита Александровна. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых.- Москва: АСТ, Кладезь, 2015.
2.     Шевченко Маргарита Александровна. Психологические цветовые и рисуночные тесты для детей и взрослых.- Москва: АСТ, Кладезь, 2015.


1 комментарий: