суббота, 3 сентября 2016 г.

Методика «Психологический портрет учителя»

Инструкция для педагога

Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нерв-ной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке крестиком или другим значком.

Вопросы
1. В воспитании детей важнее всего
            1) окружить ребенка теплотой и заботой;
            2) заложить уважительное отношение к старшим;
            3) выработать у ребенка определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок
            1) да;
            2) нет;
            3) в зависимости от ситуации или настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
            1) интерес;
            2) смущение;
            3) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок,
            1) моя реакция зависит от ситуации;
            2) я не обращаю на это внимания;
            3) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
            1) часто;
            2) в зависимости от ситуации;
            3) редко.
6. Для меня важнее
            1) отношения с учениками;
            2) отношения с коллегами;
            3) затрудняюсь ответить.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть
            1) часто;
            2) иногда;
            3) никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних
            1) воодушевляет меня;
            2) никак не отражается на моей работе;
            3) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
            1) в зависимости от ситуации;
            2) нет;
            3) да.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
            1) да;
            2) не всегда;
            3) нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
            1) с учениками;
            2) с коллегами;
            3) лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
            1) нет;
            2) не всегда;
            3) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
            1) да;
            2) нет;
            3) не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
            1) предлагает простор для творчества;
            2) не вмешивается в мою работу;
            3) дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
            1) чаще всего;
            2) иногда;
            3) я почти всегда сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
            1) доставляют мне удовольствие;
            2) вызывают у меня чувство неловкости;
            3) не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или несчастным(ой)
            1) часто;
            2) редко;
            3) никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации
            1) меня мало волнуют;
            2) иногда задевают меня;
            3) часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
            1) в зависимости от ситуации;
            2) предпочитаю импровизацию;
            3) всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми
            1) да;
            2) не всегда;
            3) редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
            1) я согласен;
            2) не согласен;
            3) что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
            1) да;
            2) иногда;
            3) нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
            1) доставляет мне удовольствие;
            2) особых эмоций не вызывает;
            3) мне в тягость.
24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне,
            1) предпочитаю выяснить отношения;
            2) игнорирую этот факт;
            3) я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
            1) почти все;
            2) кое-что;
            3) ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего
            1) привязанность учеников;
            2) признание коллег;
            3) чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
            1) часто;
            2) иногда;
            3) не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
            1) я не сомневаюсь;
            2) уверенности нет;
            3) затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять,
            1) я пытаюсь понять его точку зрения;
            2) я перевожу разговор на другую тему;
            3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека
            1) да;
            2) в зависимости от ситуации;
            3) вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика,
            1) я тут же заступлюсь за него;
            2) один на один сделаю замечание коллеге;
            3) сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения
            1) обычно;
            2) иногда;
            3) редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
            1) безусловно;
            2) есть сомнения;
            3) не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
            1) возможность работать творчески;
            2) отсутствие конфликтов;
            3) трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»
            1) нет;
            2) не всегда;
            3) да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
            1) согласен полностью;
            2) не согласен;
            3) что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть
            1) часто;
            2) редко;
            3) никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
            1) часто;
            2) иногда;
            3) предпочитаю слушать других.
39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
            1) нет, это недопустимо;
            2) затрудняюсь ответить;
            3) если ученик этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
            1) да;
            2) в некоторых случаях;
            3) нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
            1) да;
            2) нет;
            3) иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
            1) редко;
            2) когда как получится;
            3) всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
            1) да;
            2) иногда;
            3) нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках
            1) можно эффектно использовать;
            2) лучше игнорировать;
            3) только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
            1) да;
            2) не всегда;
            3) нет.
46. В конфликте между коллегой-учителем и учеником я «в душе» встаю на сторону
            1) ученика;
            2) учителя;
            3) сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем
            1) как правило;
            2) иногда;
            3) проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
            1) да;
            2) не все;
            3) не знаю.
49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными
            1) нет;
            2) когда как;
            3) да.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
            1) чаще всего;
            2) когда как;
            3) не согласен.

Бланк ответов

I

II

III

IV

V


1




2




3




4




5

1
2
3

1
2
3

1
2
3

1
2
3

1
2
3
1




2




3




4




5



6




7




8




9




10



11




12




13




14




15



16




17




18




19




20



21




22




23




24




25



26




27




28




29




30



31




32




33




34




35



36




37




38




39




40



41




42




43




44




45



46




47




48




49




50



























Вопросы данной методики составлены таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), то это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина - разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличие различных моделей профессионального поведения и выбрать оптимальную для конкретной ситуации.

Интерпретации и комментарии
I. Приоритетные ценности
Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.

II. Психоэмоциональное состояние
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким-то причинам скрывает свое истинное состояние.

III. Самооценка
Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.
3.2. Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.

IV. Стиль преподавания
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

V. Уровень субъективного контроля
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.
5.1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
5.2. Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или преобладание второго варианта говорит о средней степени сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других - во внешних обстоятельствах.
5.3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.
Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

Список литературы:
1.http://metodkabi.net.ru/index.php?id=uch_met
2. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=test_uch#ur онлайн тестирование.



Комментариев нет:

Отправить комментарий