В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».
Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.
Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. В ходе работы с опросником у обследуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психотерапевту дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.
Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
Описание методики
Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда — 1,
редко — 2,
время от времени — 3,
часто — 4,
почти всегда — 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его видеть.
Обработка и интерпретация результатов
1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных — уровень семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках.
2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адаптации, а общая опенка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.
Бланк к опроснику «Шкала семейной
адаптации и сплоченности (FACES-3)»
Ф.И.О. (код)____________________ Возраст________ Дата
исследования_______
Инструкция: Вариант А. Опишите вашу реальную семью (супруги и
дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их по пятибалльной шкале и
отметьте знаком «+». Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения
идеальной семьи, т.е. такой, о которой вы мечтаете. Для варианта Б используйте
тот же опросник, отмечая свой ответ знаком «Ú».
Утверждения
|
1
Почти
никогда
|
2
Редко
|
3
Время от времени
|
4
Часто
|
5
Почти
всегда
|
1.Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
|
|||||
2.При решении проблем
учитываются предложения детей
|
|||||
3.Мы с одобрением относимся
к друзьям других членов семьи
|
|||||
4.Дети самостоятельно
выбирают форму поведения
|
|||||
5.Мы предпочитаем общаться
только в узком семейном кругу
|
|||||
6.Каждый член нашей семьи
может быть лидером
|
|||||
7.Члены нашей семьи более
близки с посторонними, чем друг с другом
|
|||||
8.В нашей семье изменяется
способ выполнения повседневных дел
|
|||||
9. Мы любим проводить
свободное время вместе
|
|||||
10. Наказания обсуждаются
родителями и детьми вместе
|
|||||
11 Члены нашей семьи чувствуют себя очень
близкими друг другу
|
|||||
12. В нашей семье большинство
решений принимается родителями
|
|||||
13. на семейных мероприятиях
присутствует большинство членов семьи
|
|||||
14. Правила в нашей семье
изменяются
|
|||||
15. Нам трудно представить
себе, что мы могли бы предпринять всей семьей
|
|||||
16. Домашние обязанности
могут переходить от одного члена семьи к другому
|
|||||
17. Мы советуемся друг с
другом при принятии решений
|
|||||
18. Трудно сказать, кто у
нас в семье лидер
|
|||||
19. Единство очень важно для
нашей семьи
|
|||||
20. Трудно сказать, какие обязанности
в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий