Деятельность педагога-психолога с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении ориентированна на достижение следующих целей:
1. реализация права несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, на получение своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи;
2. оказание комплексной психолого - педагогической помощи несовершеннолетним, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;
3. оказание помощи родителям несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении в разрешении сложных жизненных ситуациях.
Психолого - педагогическая помощь семьям несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, включает в себя: диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Диагностическая работа с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, состоит из выявления состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития дошкольника.
Примерный перечень методик
Особенности
мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения
|
-
Методика «Классификация».
-методика «Запомни рисунки» Л.А. Венгер.
- Кубики Кооса.
- Матрицы Равена.
- Методика "что перепутал художник"
|
Состояние
эмоциональной сферы, наличие страхов, тревожности
|
-
методика «Профиль чувственных
проявлений» Й. Шванцара
-
шкала «Признаки писхического напряжения и невротических тенденций» Й.
Шванцара
-
Проективная методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова
- проективная методика "Несуществующее животное"
|
Самооценка
|
Методика де Греефа
|
Нравственное
развитие
|
Методика
«Что мы ценим в людях»
|
Характер
отношения несовершеннолетнего к членам семьи
|
Шкала
привязанности ребенка к членам семьи А.Баркана
Цветовой
тест отношений
Проективная
методика «Моя семья»
|
Диагностическая работа с семьями несовершеннолетних, признанными находящимися в социально опасном положении, состоит из выявления эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций
Примерный перечень методик
Выявление
характера детско – родительских отношений и семейных дисфункций
|
Опросник
«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Опросник
«Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Методика
«Незаконченное предложение»
|
Определение
особенностей родительской позиции
|
Опросник
«Измерение родительских установок и реакций»
Тест
«Традиции семейного воспитания»
|
Выявление
преобладающих эмоциональных состояний
|
Тест «Самооценка психических состояний» ( по
Айзенку)
|
Консультативная работа с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Работа с семьями несовершеннолетних, признанными находящимися в социально опасном положении, может осуществятся в форме индивидуальных консультаций, семейных советов, совместных занятий для детей и родителей, семинаров - тренингов.
Литература:
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
2. Введение в современную социальную психологию. —Минск: АСАР, 2005. — 768 с.
3. Запотылок О.А. Неблагополучные семьи. – Мн.: Красико-принт, 2008.
4. Капелевич Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях
образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. – Мн.: Новое знание, 2007.
5. Криволап Н.С. В помощь социальному педагогу. Мн.: Красико-Принт, 2006
Добрый день! Для меня очень актуальная информация! В РМО психологов нашего района запланирован семинар по данной теме! Да и вообще тема актуальная очень, поскольку семей неблагополучных все больше и больше! Спасибо, интересно!
ОтветитьУдалитьДобрый день! Я очень рада, что для вас данная информация оказалась полезная.
Удалить