Данную технику
хорошо использовать в самом начале своей работы с детьми, чтобы дать им
возможность пережить положительные эмоции, создать ощущение комфорта.
Необходимо иметь
бумагу разных оттенков (красного, голубого, чёрного, желтого, зеленого,
коричневого и белого цвета) и набор красок в бутылочках или тюбиках с узким
отверстием.
Предложите
ребенку выбрать бумагу и хотя бы три краски, которые понравились ему больше
всего. Скажите ребенку: «Мы создадим с тобой волшебную картину. Не беря кисточку
и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все,
что тебе хочется». Неуверенные дети, возможно, предпочтут, чтобы вы помогли им
выбрать бумагу и краску, нашли место на листе для создания изображения. Однако
следует мягко поощрять ребенка к самостоятельным действиям, хвалить его.
Важно. Обратите внимание на выбор цвета ребенком. Так как
именно цвет отражает настроение и эмоции ребенка. Так, например, черный цвет свидетельствует о том, что
ребенок подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.
Коричневый цвет – указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт,
иногда болезненное состояние.
Зеленый цвет говорит о недостатке материнского тепла, стремлении
безопасности и нежелании даже малейших перемен..
Красный цвет – показатель лидерства, силы воли и активности.
Фиолетовый цвет характерен для рисунка ребенка особо
чувствительного и ранимого.
Желтый - означает положительные эмоции, оптимистическое
настроение, любознательность, общительность и творческие наклонности.
Однако важно
учитывать не только единичный цвет, но и цветовую палитру.
Известный арт-терапевт Джоан Келлог выделяет 4
основные палитры:
1. «Рептильная
палитра» - все «грязные»
оттенки, темные цвета, черные часто применяют люди, которые испытывают
физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного
состояния.
2. Натуральная
палитра «Палитра детства» - все
естественные, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают
здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие
цвета, так как они свидетельствуют об
оптимальном психологическом состоянии.
3. Пастельная
палитра. Это
полупрозрачные, бледные и спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди
зрелого возраста. Предпочтение такой палитры у детей или у достаточно молодых
людей может быть признаком утомления, психического или душевного истощения.
4. Радужная палитра – блестящие или переливающиеся, как на голограмме,
цвета. Обычно их выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного
подъема.
После всего
согнуть лист пополам. Скажите: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, -
называете имя ребенка, - сегодня, нарисовал!» - и позвольте ему, взяв концы
сложенного листа, развернуть его. Хорошо, если у вас под рукой окажутся блестки
– если вдруг ребенку захочется посыпать их на рисунок. Затем попросите ребенка
рассказать о том, что он видит на рисунке.
Техника
«Волшебное искусство» является превосходным средством для налаживания контакта
с ребенком. У всех без исключения детей она вызывает большой интерес.
Получающие картинки никогда не похожи друг на друга, что делает детям большой
простор для фантазии.
Техника имеет
высокопроективный характер и дает простор для самых разнообразных ассоциаций.
Это позволяет, опираясь на анализ самого рисунка и того, что ребенок в нем
видит, применять её в качестве инструмента оценки состояния ребенка. Она также
способствует повышению самооценки ребенка и полезна неуверенным в своих силах
детям.
Список
литературы:
1.
Шевченко
Маргарита Александровна. Психологические рисуночные тесты для детей и
взрослых.- Москва: АСТ, Кладезь, 2015.
2.
Шевченко
Маргарита Александровна. Психологические цветовые и рисуночные
тесты для детей и взрослых.- Москва: АСТ, Кладезь, 2015.
Точно искусство волшебное!
ОтветитьУдалить