Инструкция для педагога
Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику
своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей
нерв-ной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего
отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке
крестиком или другим значком.
Вопросы
1. В воспитании детей важнее всего
1) окружить ребенка теплотой и
заботой;
2) заложить уважительное отношение к
старшим;
3) выработать у ребенка определенные
взгляды и умения.
2.
Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок
1) да;
2) нет;
3) в зависимости от ситуации или
настроения.
3.
Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4.
Если класс не приведен в порядок,
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать урок.
5.
В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1) часто;
2) в зависимости от ситуации;
3) редко.
6.
Для меня важнее
1) отношения с учениками;
2) отношения с коллегами;
3) затрудняюсь ответить.
7.
Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть
1) часто;
2) иногда;
3) никогда не вызывают.
8.
Присутствие на уроке посторонних
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей
работе;
3) выбивает меня из колеи.
9.
Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в
общественном месте
1) в зависимости от ситуации;
2) нет;
3) да.
10.
Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
11.
Во время перемены я предпочитаю общаться
1) с учениками;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
12.
Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
13.
У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1) да;
2) нет;
3) не уверен.
14.
Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для
творчества;
2) не вмешивается в мою работу;
3) дает четкие указания.
15.
Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1) чаще всего;
2) иногда;
3) я почти всегда сомневаюсь.
16.
Случайные встречи с учениками за пределами школы
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство
неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
17.
Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или
несчастным(ой)
1) часто;
2) редко;
3) никогда.
18.
Замечания со стороны коллег и администрации
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
19.
Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
20.
Мои успехи обычно признаются другими людьми
1) да;
2) не всегда;
3) редко.
21.
С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1) я согласен;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
22.
Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1) да;
2) иногда;
3) нет.
23.
Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) мне в тягость.
24.
Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне,
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
25.
От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1) почти все;
2) кое-что;
3) ничего не зависит.
26.
В работе для меня важнее всего
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) чувство собственной
необходимости.
27.
Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
28.
В дружелюбном отношении со стороны коллег
1) я не сомневаюсь;
2) уверенности нет;
3) затрудняюсь ответить.
29.
Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять,
1) я пытаюсь понять его точку
зрения;
2) я перевожу разговор на другую
тему;
3) я стараюсь поправить его,
объяснить ему его ошибку.
30.
Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека
1) да;
2) в зависимости от ситуации;
3) вряд ли.
31.
Если при мне незаслуженно наказывают ученика,
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание
коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
32.
Работа дается мне ценой большого напряжения
1) обычно;
2) иногда;
3) редко.
33.
У меня нет сомнений в своем профессионализме
1) безусловно;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
34.
По-моему, в школьном коллективе важнее всего
1) возможность работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
35.
На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
36.
С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не
любит»
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
37.
Мысли о работе мешают мне уснуть
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
38.
На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1) часто;
2) иногда;
3) предпочитаю слушать других.
39.
Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет, это недопустимо;
2) затрудняюсь ответить;
3) если ученик этого заслуживает.
40.
Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
1) да;
2) в некоторых случаях;
3) нет.
41.
Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
1) да;
2) нет;
3) иногда.
42.
Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1) редко;
2) когда как получится;
3) всегда.
43.
Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1) да;
2) иногда;
3) нет.
44.
Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
45.
Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
46.
В конфликте между коллегой-учителем и учеником я «в душе» встаю на сторону
1) ученика;
2) учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
47.
В начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем
1) как правило;
2) иногда;
3) проблем со здоровьем нет.
48.
Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
49.
Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их
необоснованными
1) нет;
2) когда как;
3) да.
50.
Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения
обстоятельств
1) чаще всего;
2) когда как;
3) не согласен.
Бланк ответов
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|||||||||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|||||||||||||||||||
№
|
1
|
2
|
3
|
№
|
1
|
2
|
3
|
№
|
1
|
2
|
3
|
№
|
1
|
2
|
3
|
№
|
1
|
2
|
3
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|||||||||||||||||||
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|||||||||||||||||||
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|||||||||||||||||||
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|||||||||||||||||||
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|||||||||||||||||||
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|||||||||||||||||||
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
|||||||||||||||||||
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
|||||||||||||||||||
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
|||||||||||||||||||
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
|||||||||||||||||||
Вопросы
данной методики составлены таким образом, что каждая шкала занимает отдельный
столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому
самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание
одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает
основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной
группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации
и комментарии». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией.
Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по
четыре или по пять), то это означает, что поведение сочетает признаки двух
групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя
окончательно не сформированы. Другая возможная причина - разнообразие
поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить
наличие различных моделей профессионального поведения и выбрать оптимальную для
конкретной ситуации.
Интерпретации и комментарии
I. Приоритетные ценности
Профессионально
важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и
помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для
педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он
прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.
1.1.
Преобладание первого варианта говорит о гуманистической
направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы
учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники
безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему
доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная
эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет
психическое здоровье как учителя, так и ученика.
1.2.
Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для
учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может
свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой
самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир
ученика. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так
как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной
окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3.
Преобладание третьего варианта говорит о концентрации
учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками
у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана
как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным
состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только
профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не
только в школьной педагогической практике.
II.
Психоэмоциональное состояние
Особенности
поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной
системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе,
возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со
здоровьем.
2.1.
Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном
психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на
раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге;
трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.
2.2.
Преобладание второго варианта или присутствие
примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет
предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило,
нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в
различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной
системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности,
определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.
2.3.
Преобладание третьего варианта говорит о благополучном
психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя,
дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать
верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность
учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только
за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек
по каким-то причинам скрывает свое истинное состояние.
III.
Самооценка
Самооценка,
или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о
принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом
определяются его самооценкой.
3.1.
Предпочтение первого варианта говорит о позитивном
самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои
возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать
на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и
оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них
дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность,
заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным
личностное развитие школьников.
3.2.
Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех
трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может
меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек
с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти
моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все
получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на
эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных
и жизненных проблем.
3.3.
Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном
самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими.
Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как
и своей. Поэтому такой педагог стремится повысить свою самооценку, нередко за
счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него
большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает
уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.
IV.
Стиль преподавания
На
формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов:
личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может
способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом
своих профессиональных обязанностей.
4.1.
Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом
стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам
самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет
самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные
качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У
педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая
степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении,
доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2.
Преобладание второго варианта ответа указывает на черты
«попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от
принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.
Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в
сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания,
испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких
педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в
своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
4.3.
Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях
в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не
считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы
воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна
неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию
«сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная
их часть не проявляет активности и самостоятельности.
V.
Уровень субъективного контроля
Уровень
субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с
людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя.
Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой
собственного душевного спокойствия и личного времени.
5.1.
Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне
субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают
на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим
характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или
препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны
подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную
свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
5.2.
Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или
преобладание второго варианта говорит о средней степени
сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые
происходят с ними, они видят в себе, других - во внешних обстоятельствах.
5.3.
Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне
субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны
приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и
негативные) другим людям, случаю, судьбе.
Существует прямая зависимость между уровнем субъективного
контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной
деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более
других подвержены феномену «сгорания».
Список литературы:
1.http://metodkabi.net.ru/index.php?id=uch_met
2. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=test_uch#ur онлайн тестирование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий