В каждой сказке отображается определенная модель поведения,
которая чему-то учит ребенка. Читая
определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение,
учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Оградить
малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно
приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании можно так же при помощи
сказки. Читая детям сказки, уважаемые родители,
помните, что требуется и обсуждение с ребенком данной сказки. Вы спросите
почему? …так как в каждой сказке существуют сценарии составляющие наибольшую
опасность для детей в отсутствии более адекватной модели
окружающего мира.
Можно
выделить наиболее частые и наиболее опасные сказочные сценарии:
•
Смещение представлений о добре и зле. Двойной стандарт доброты. Если добрый
герой совершает зло со злым персонажем, то он делает добро.
•
Волшебство как основное средство выхода из проблемной ситуации и достижения успеха.
• «И жили
они долго и счастливо» – смутные, плохо сформулированные завышенные ожидания от
семейных отношений.
А сейчас
давайте чуть подробнее рассмотрим, в чем потенциальная опасность этих сценарий
для детской психики.
1. В Русских народных сказках существуют также двойные
стандарты доброты. Главные герои в народных сказках положительны и
наделяются яркими качествами, в связи, с чем ребенок хочет ассоциировать себя
именно с положительным героем. Однако проблема состоит в том, что наряду с
положительными чертами, эти герои могут нести отрицательные черты. Но поскольку
герой положителен, его поступок также может ошибочно оцениваться ребенком (и
родителем) положительно - не как акт грубого насилия, а как справедливое
возмездие. Такое смещение представлений о добре несет в себе идею, что можно
применить насилия, но только если объектом насилия является плохой персонаж.
Очень хорошо показаны двойные стандарты в сказке «Марья Моревна». «Долго ли, коротко ли —
нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею.
В те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея
Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того
накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и
самый пепел его пустил по ветру». Или, например, в сказке «Заяц, лиса и петух».
«Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; он ее
зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать».
2. Ребенок обязательно в процессе взросления должен
сталкиваться с препятствиями и преодолевать их. Это воспитывает в ребенке силу
характера и силу духа. Поэтому очень важно научить ребенка опоре на себя, на
свои собственные и реальные силы.
За частую
в волшебных сказках главный герой добивается своих целей не при помощи ума,
смелости и доброты, а при помощи подставляемых волшебных средств. Так,
например, в сказке «Баба Яга» девочка достала гребень и бросила через правое
плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под
землю уходят, вершины облака подпирают. Примчалась баба-яга, стала грызть да
ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли
времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется
— баба-яга гонится, уж совсем близко. Взяла девочка полотенце и бросила через
правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая,
глубокая-преглубокая! Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела —
не может через реку перебраться.
Но что же
делать, если в сказке встречается волшебное средство? Все очень просто - спросить
ребенка, а какими реальными способами можно было победить Бабу Ягу. Ребенок
должен знать, что его ум намного лучше, чем любое волшебное средство.
И еще одна сказка на тему того, что «ребенок обязательно в
процессе взросления должен сталкиваться с препятствиями и преодолевать их».
Сказка Шарль Перро «Мальчик с пальчик». «…Жили они очень бедно, а тут еще
выдался неурожайный год, в стране наступил страшный голод. Дровосек не знал,
чем ему кормить детей. Однажды вечером, когда ребятишки уже улеглись спать,
дровосек сел с женой у огня и сообщил ей о том, что больше не в силах прокормить
своих детей, и будет лучше если завтра их завести в лес и оставить там…». Вот
чему может научить этот фрагмент? Если ты не в состоянии прокормить и содержать
свою семью, то можешь стать «кукушкой»…
3. Некоторые возможные негативные следствия «Долго и
счастливо».
В Русских народных сказках сплошь и рядом
насильно заставляют кого-то полюбить. Любовь - что-то из разряда волшебства. Все
сказки про обретение мужа (жены) заканчиваются словами «и жили они долго и
счастливо». Замужество рассматривается как "волшебное событие", после
которого «все будет хорошо, долго и счастливо» и что самое ценное, само по
себе, без прикладываниия каких-либо усилий. Это некоторая установка, которая
существует в нашей голове с детства и может влиять на взрослую сознательную
жизнь. Опасность мистической установки в любви в следующем: любой
конфликт вызывает неизбежное рассогласование с моделью «долго и счастливо». После
чего мы ищем врага, или виноватого, и его ожидает жестокая, но справедливая
расплата добра над злом (Значит, лягушку я поганую подстрелил, что она на
телефоне весь вечер сидит, вместо того чтобы ткать волшебные ковры. Значит,
бракованный попался Царевич, если он четыре месяца не встает с дивана. Нужно
его определить как ошибку и бегом-бегом стрелять новую лягушку. А еще лучше
отомстить всему роду лягушачьему за подлый обман нежной своей души, которая так
верила, так верила…)
Я призываю всех родителей проявлять исключительное внимание к той информации, которую ребенок получает в первые годы своей жизни. Читайте сказки, но с умом. Помните, что все "опасные места" требуют обсуждения с родителями.
Я призываю всех родителей проявлять исключительное внимание к той информации, которую ребенок получает в первые годы своей жизни. Читайте сказки, но с умом. Помните, что все "опасные места" требуют обсуждения с родителями.
Список литературы:
1. NLP - НЛП. Как сказки
калечат психику с точки зрения НЛП.https://www.youtube.com/playlist?list=PLyWKyyISP_vXlNBW1Mz2qwPtxGUyQfNph
2. Беляева. Е. В. Психолого-педагогические функции
сказки // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных
статей. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. — С. 25–31.
3. Винниченко Вера.
Статья «Волшебные сказки калечат детскую психику» за 11 мая 2015 г.
[Электронный ресурс]- https://www.proza.ru/2015/05/11/1505
Ирина, а как Вы сами относитесь к такому глубокому анализу содержания сказок и заострение внимания на негативных компонентах содержания сказок?
ОтветитьУдалитьКакие сказки Вы рекомендуете для чтения?
Нет в мире идеального))) Будучи еще студенткой скептически относилась к мнению преподавателя, который показывал нам негативные моменты в сказках. Но став сама мамой и прочтя сынишке сказку "Мальчик с пальчик" - понимаю, что он пытался нам донести...Взрослому заострять внимание на негативном не надо, если сам ребенок этого не сделал. А если ребенок уж задал вопрос: "Мама а разве это хорошо?", тогда и стоит обсудит этот момент в сказке.
УдалитьДа уж, мир не идеален, и сказки тоже неидеальны. Вообще, если придаваться глубокому анализу, то почти каждая сказка может не пройти отбор))). С другой стороны, нужно быть готовым к этим подводным камням, тогда будет и что, и как обсудить с ребенком.
ОтветитьУдалить